Новости Бизнеса

11.01.2019

Бизнес в условиях экономической «турбулентности»: ответы вице-президента OCS Андрея Голышкина на вопросы CRN/RE


Окончание года – всегда повод подвести итоги и задуматься о том, что ждет нас в будущем. Так, еще весной 2018-го в финансовых кругах заговорили о приближении нового мирового кризиса. Стоит ли его ожидать в наступившем году? Готов ли ИТ-рынок к очередным испытаниям? Можно ли заранее подготовиться к кризису и попытаться не только сохранить бизнес, но и укрепить свои позиции? На эти и другие вопросы редакции издания CRN/RE отвечали руководители ведущих российских ИТ-компаний. Среди участников дискуссии – Андрей Голышкин, вице-президент компании OCS Distribution по экономике и финансам.


Обзор «Экономическая "турбулентность". Надолго или навсегда?» опубликован в регулярном выпуске CRN/RE №7 (472) и на сайте издания. А здесь представляем вашему вниманию полную версию ответов Андрея Голышкина.



Андрей Голышкин, вице-президент OCS по экономике и финансам  
10 лет назад, осенью 2008 г. разразился финансово-экономический кризис, охвативший весь мир. Его последствия были катастрофическими для многих компаний, а процесс восстановления растянулся на годы. По оценкам экономистов и бизнесменов, 2017 год был довольно-таки неплохим. Но уже этой весной в финансовых кругах заговорили о приближающемся новом мировом кризисе. Считаете ли вы, что "экономическая турбулентность", обусловленная как глобальными экономическими проблемами, так и санкционным давлением на Россию, сохранится в течение ближайших нескольких лет? Или же экономическая нестабильность уже стала нормой жизни, и более-менее длительных благоприятных периодов для бизнеса уже не будет?

Наша компания считает существующий макроэкономический фон, в рамках которого мы действуем, так же, как наши партнеры, клиенты и конкуренты, нормальной бизнес-средой. Мы достаточно молодая компания. Для большей части наших коллег, сотрудников, жизнь в условиях макроэкономической нестабильности по сути является привычным и нормальным режимом. Мне сложно вспомнить за последнее двадцатилетие хотя бы пятилетку, когда мы не видели бы каких-то процессов, которые можно было бы интерпретировать как очередную волну кризиса. Это просто бизнес-среда, в ней можно не просто работать, но и быть успешным, зарабатывать, развиваться, выходить на некие новые этапы своего развития, завоевывать рынок, быть прибыльной, успешной компанией, оставаться лидером. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию и не говорил о том, что сейчас идет очередная волна мега-кризиса, которая полностью перепишет состояние рынка. Думаю, этого не произойдет. 

Какие негативные тренды для экономики в целом и для своего бизнеса вы заметили в этом году? Какие возможные сценарии кризиса вы рассматриваете? Мировой финансовый и/или экономический кризис, региональные кризисы, например в Европе или Азиатско-Тихоокеанском регионе, в России? Резкие колебания курсов валют, обвал рубля, инфляция, дефляция другое? Какие сегменты ИТ-рынка могут пострадать сильнее всего? Входят ли ваши фокусные сегменты (продукты, услуги, заказчики) в зону риска?
    
Негативные тренды для экономики вполне очевидны: безусловно, мешают санкции, безусловно, мешает довольно высокая стоимость денежно-кредитной массы на рынке, мешает общая нестабильность макроэкономического фона, которая чувствуется как некая ограниченность платежеспособного спроса покупателей. 

Мы большая компания. И, конечно, мы рассматриваем различные варианты развития кризиса в различных аспектах. Например, резкие изменения курса доллара: в компании достаточно длительное время действует система хеджирования  валютных рисков, и поэтому нам удается избегать негативного воздействия факторов данного типа.
  
Главной опасностью для рынка (причем я считаю для рынка целиком, а не только для нашего сегмента) является общий уровень платежеспособного спроса и динамика развития валового национального продукта. Мы рассматриваем несколько вариантов динамики развития рынка и, конечно, у нас есть план, каким образом будет вести себя компания при том или ином уровне платежеспособного спроса. Возможно, для компании нашего типа эта ситуация несколько проще, чем, допустим, для товаропроизводителей. Потому что львиная доля затрат у дистрибьюторов является условно-переменной, поэтому компании нашего типа способны при необходимости сжиматься или увеличиваться как минимум на несколько десятков процентов, оставаясь при этом достаточно эффективными и прибыльными 

Есть ли у вас план действий на случай кризиса, или резкого ухудшения экономической ситуации? Что этот план предусматривает? Есть ли у вас "подушка безопасности"? За счет чего ваша компания могла бы пережить тяжелые времена? 

Конечно, любая крупная компания на рынке, любой лидер рынка должен обеспечивать адекватное состояние собственного капитала для поддержания своей оборотной деятельности. Компании–лидеры, такие как наша, в низкий сезон зачастую вообще не привлекают кредитную массу, а в банковских продуктах нуждаются в первую очередь с точки зрения, например, покрытия своих рисков инкассации дебиторской задолженности либо для хеджирования своих мультивалютных рисков.  Впрочем, мы используем очень широкий круг инструментов: например, активно работаем с безрегрессным факторингом, но это не потому, что нужна ликвидность, а потому что мы таким образом обеспечиваем безрисковый сбор дебиторской задолженности. 

Как вы нивелировали последствия прошлых кризисов и санкций? 

Кризис, сам по себе, вещь неплохая. Кризис – это некое обострение макроэкономических условий, заставляющее компанию провести ревизию своих процессов, здраво и трезво дать оценку своей эффективности, понять, что давно устарело, что должно быть модернизировано, что нужно менять, улучшать, переделывать и переписывать. Мы делали и будем делать адекватные выводы, исходя из той меняющейся бизнес среды, в которой мы живем. Мне трудно сейчас выделить какие-то ключевые вещи, которые мы научились делать по результатам кризисов. Мы все время учимся, мы все время что-то меняем. Это нормальный перманентный процесс. 

Готов ли ИТ-рынок в целом к очередным испытаниям? Сможет ли он их пережить с минимальными потерями, или же кризис приведет к катастрофическим последствиям?  

ИТ-рынок – это очень интересный сегмент экономики. Он был и остается одним из самых динамично развивающихся сегментов. Действительно, трудно найти другие компании, входящие в топ-100 российского бизнеса по обороту которые бы демонстрировали в удачный сезон динамику роста, допустим, на 30-40%, и которые при появлении внешних негативных факторов могли бы сократиться примерно в два раза по объему реализации и при этом оставаться успешными. Это здоровая часть рынка. Это динамично развивающаяся часть рынка. Поэтому я думаю, что этот сегмент может пережить кризис лучше, чем ряд других. Другое дело, что макроэкономическая среда, и в первую очередь платежеспособный спрос, конечно, будет влиять на общее состояние этого сегмента рынка так же, как и других сегментов. Это просто естественный процесс и какой-то катастрофы мы не ждем. 

Можно ли заранее подготовиться к кризису и попытаться не только сохранить бизнес, но и укрепить свои позиции?

Безусловно! И эта подготовка заключается в первую очередь в обеспечении консервативной позиции в части аккумулирования прибыли и создания всех необходимых резервов в части хеджирования своих мультивалютных рисков. И во-вторых, необходимой диверсифицированности бизнеса, как создания точек опоры, на основе которых бизнес будет жить и развиваться в любое время. 

На какую помощь со стороны банков вы рассчитываете?

Мы не рассчитываем на какую-то помощь со стороны банков. Банковская система просто должна выполнять те органичные функции, которые она взяла на себя в рамках бизнес-среды – расчетное-кассовое обслуживание и кредитование. Мы просто рассчитываем на нормальное плодотворное сотрудничество с банками, как происходило на любом этапе жизни компании OCS, были ли эти времена относительно спокойными или это были времена очередной волны кризиса. 

Как долго ваш бизнес сможет продержаться в условиях "экономической турбулентности"?

Мы надеемся, что неограниченно длительное время. В конце концов, для кого-то – волна кризиса, а для кого-то – повод заняться серфингом. 


Источник:http://www.ocs.ru